Страстная седмица — последняя и самая строгая неделя Великого поста. В этот период важно соблюдать все традиции и запреты, чтобы правильно встретить Пасху.

Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению.

По величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим. В эти дни не празднуется ни память святых, ни поминовение усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы пользовались глубоким почитанием у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления.

ЧТО ВСПОМИНАЮТ В ЭТОТ ДЕНЬ

День Великой Пятницы (Страстной Пятницы) посвящен воспоминанию суда над Спасителем, а также воспоминанию Его страданий, распятия и смерти (Мф. 27:1-56). Таким образом, Страстная пятница – это день, в который Господь наш Иисус Христос принес Себя в жертву на Кресте для спасения всего человечества от власти греха, диавола и смерти.

Очень точно суть того, что было совершено в Великую Пятницу, выражает одно из церковных песнопений:

«Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздися, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе!»

Кстати, именно в связи с тем, что в день Великой Пятницы был распят Христос, Страстная пятница является единственным днем в богослужебном году, когда не положено совершать бескровную жертву, Евхаристию, поскольку в этот день была принесена единократная кровная жертва – Тело и Кровь Самого Бога.

В православии на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».

СОБЫТИЯ СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЫ

Утром в пятницу арестовавшие Иисуса иудейские первосвященники привели Его к прокуратору Понтию Пилату (главе римской администрации Иудеи). Первоначально Пилат пытался избавить Христа от казни: по его приказу солдаты подвергли Спасителя бичеванию, после чего прокуратор хотел отпустить Его, сказав, что наказние исполнено. Однако толпа под предводительством священников требовала смертной казни, и Пилат, опасаясь бунта в неспокойном Иерусалиме, уступил.

В знак того, что он снимает с себя ответственность, римский прокуратор умыл руки, после чего приказал солдатам привести в исполнение смертный приговор. Спаситель был распят на горе Голгофе рядом с Иерусалимом и скончался к вечеру пятницы. Столь быстрая смерть на кресте была редкостью: как правило, человек умирал в страшных мучениях на протяжении нескольких дней.

Евангелие свидетельствует, что в момент смерти Иисуса произошло землетрясение, а в Храме разорвалась завеса, отделявшая верующих от алтаря.

После смерти Иисуса Его тайные ученики из числа влиятельных иудеев упросили римские власти передать им тело. Они похоронили Спасителя в непосредственной близости от места казни. По требованию иудейских начальников возле гроба была выставлена стража.

В этот день мы вспоминаем самые трагические события в человеческой истории — издевательства, истязания и страшную казнь, которую претерпевает Спаситель. История Страстной Пятницы — это не просто история о том, как когда-то давно плохие люди убили праведника. Все ее богослужение напоминает нам о том, что эта история имеет определяющее значение для жизни, веры и надежды каждого из нас.

Страстная Пятница — день, когда Господь совершает то, зачем он пришел на землю. Как говорит Он Сам: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45)». Как напоминает нам пророчество Исаии, которое читается в этот день во время Царских Часов, но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53:5). То, что совершается на Голгофе, связано не только с грехами фарисеев, или саддукеев, или Иуды, или Пилата — это связано с нашими грехами.

При создании Бог почтил нас величайшим из Его даров — свободой. Он создал нас из любви и для любви, а любовь может быть только свободной. Мы призваны свободно сказать Богу «да», но эта же свобода дает нам возможность сказать Ему «нет». Вся трагическая история человечества, все зло мира — от распадающихся браков до мировых войн коренится в том, что мы говорим Богу «нет». Все мы, начиная с падения Прародителей, употребляем нашу свободу во зло. Мы грешим: изменяем Богу и своему человеческому предназначению, творим зло или не творим добра, которое должны были, следуем ложными и гибельными путями. Всякий раз, когда мы делаем это, мы совершаем выбор — выбор, который определяет наше положение, глубоко влияет на других людей и на мироздание в целом. Бог не отменяет этого выбора, — потому что Его дар — дар свободы — реален и неотъемлем. Реальный выбор имеет реальные последствия, и когда мы совершаем грех, это порождает неизбежные и ужасающие последствия во времени и в вечности. Блаженный Августин сравнивает грешника с самоубийцей — как самоубийца убивает себя, но не может сам вернуть себя к жизни, так и грешник отторгает себя от Бога, но не может сам к Нему вернуться…

И Бог Сам приходит к нам в лице Господа нашего Иисуса Христа, чтобы взыскать и спасти погибшее. (Мф 18:11). Он делает то, что совершенно невозможно для нас самих — совершает искупление наших грехов и возвращает нас от смерти к жизни. Христос выбирает Божью волю там, где мы выбирали свою, хранит верность там, где мы предавали, следует путем веры там, где мы следовали путем противления. Двенадцать отрывков из Евангелий, которые читаются в этот день, повествуют о том, как Он смиренно, в полном послушании Отцу принимает страшную смерть.Однако речь идет не только о немыслимой физической боли. Он спускается в бездну страдания, смерти, отверженности и богооставленности, бездну, порожденную нашим грехом, чтобы спасти нас от вечной смерти.

Великая вечерня, во время которой совершается вынос плащаницы, должна запечатлеть в наших сердцах эту истину: «Христос умер за наши грехи», чтобы мы знали, насколько ужасен грех и какой ценой обретено наше спасение.

ЧТО МОЖНО ЕСТЬ В ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ

По народной традиции в Страстную пятницу желательно вообще отказаться от пищи.

В этот день соблюдается особо строгий пост в память о дне, когда Христос был приговорен к казни и совершил свой крестный путь на Голгофу.  До выноса плащаницы в храмах (примерно до 16 часов) – пища не принимается. После – только сырая растительная пища без масла или полное воздержание от еды.

ЧТО МОЖНО ЕСТЬ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Всю эту неделю полагается особенно строгий пост ради Страстей Христовых и для достойной подготовки к встрече Светлой Пасхи. В последние 7 дней Великого поста допускается употреблять в пищу:

  • Хлеб
  • Овощи и фрукты в свежем, вяленом, сушеном или любом другом виде
  • Грибы
  • Рыба (в период Великого поста разрешено есть рыбу только дважды: на Благовещенье, 7 апреля, и на Вербное воскресенье, ровно за неделю до Пасхи.)

Продукты питания запрещено готовить, т. е. варить их или жарить. Вместо термически обработанной еды нужно кушать сырые овощи и фрукты. При этом блюда, приготовленные из них, должны быть без добавления растительного масла. Для напитков тоже есть свои ограничения: разрешены только чаи и некоторые настои. Конечно, алкоголь запрещен полностью. В дни Страстной седьмицы допустим один вечерний прием пищи.

Конечно, любому организму, даже с отменным здоровьем, нужно допускать небольшие послабления. Православием предусмотрен ряд исключений во второй половине Страстной недели: начиная с четверга включительно, христианам разрешено принимать горячую растительную пищу, приготовленную без добавления масла. В этот период предусмотрен двухразовый прием пищи, в том числе небольшое количество красного вина для поддержания сил организма.

Но такие исключения нужно будет оставить в день Страстной пятницы, который предполагает полное воздержание от пищи. Согласно Священному Писанию в этот день был распят Христос. Поэтому Страстная пятница является тяжелым днем не только в физическом плане из-за полного отказа от пищи, но и в духовном, когда настоящий христианин, глубоко переживает это трагичное и страшное событие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Страстная неделя. Великий Четверг (Чистый Четверг)
Страстная неделя. Великая Среда
Страстная неделя. Великий Вторник
Страстная неделя. Великий Понедельник
Страстная неделя, что можно есть по дням
Страстная седмица
Страстная неделя: поверья и обычаи