Вячеслав Абрашкин

Абрашкин Вячеслав Ильич (21.10.1938 — 23.04.2019) — музыкант, педагог, основатель, художественный руководитель и главный дирижер Оркестра народных инструментов «Русский сувенир» имени П.И. Нечепоренко Сочинской филармонии. Заслуженный артист России.

БИОГРАФИЯ

Родился 21 октября 1938 года в Куйбышевской (ныне Самарской) области в селе Обшаровка в многодетной крестьянской семье состоящей из 8 человек. Родители его были простыми малограмотными крестьянами. Мама не умела ни писать, ни читать, зато отец учился в церковно-приходской школе. Когда отца забрали в армию, Славе было только три года. Домой отец не вернулся. Погиб на фронте в 1943-м. Семерых детей пришлось поднимать на ноги маме, работавшей техничкой в сельской школе. Один из братьев стал профессиональным художником.

В Обшаровке большой популярностью пользовалась гармошка. Мама купила ее сыну в подарок на день рождения, когда Славе исполнилось пятнадцать. Как и все его ровесники в округе, парень подбирал мелодии на слух. Потом был баян. Его купил себе отчим соседского парня. Вместе с другом Слава по самоучителю постигал искусство игры на баяне и даже самостоятельно выучил «Полонез» Огиньского.

Следом в жизни парня появилась семиструнная гитара. На ней играли его старшие братья. Через полгода после того, как девятиклассник Слава в библиотеке соседнего села раздобыл самоучитель, состоялось его первое выступление в школьной самодеятельности. Исполнил сольно песню в обработке Сазонова «Не брани меня, родная!». Посыпались приглашения выступить в сельской самодеятельности. Принимал самое активное участие в концертах в клубе. Занял первое место в смотре районной самодеятельности.

Тогда же и возникла идея по окончании десятого класса поступить в Куйбышевское музыкальное училище. На вступительных экзаменах играл на гитаре и был принят на первый курс, не имея начального музыкального образования. С 1939 по 1960 годы гитара в СССР считалась запрещенным инструментом, поэтому Вячеслава Ильича зачислили на народное отделение по классу балалайка. Обучаться игре на ней Абрашкин начал 3 сентября 1956 года.

По окончании училища – поездка в Москву и поступление в институт им. Гнесиных на класс балалайки Павла Ивановича Нечепоренко.

ПЕРЕЕЗД В СОЧИ

В 1965-м дипломированный балалаечник по распределению оказался в Сочи. Заявку на специалиста в Министерство культуры подавал Сергей Аркадьевич Бабов, руководитель Сочинского концертно-гастрольного объединения, базировавшегося в Зимнем театре.

В 1968-м народный артист Молдавии Давид Григорьевич Гершфельд (в ту пору –  художественный руководитель филармонии, рассматривающий ее как концертно-просветительскую организацию) создает ансамбль «Русские сувениры» с программой, включавшей танцевальные, инструментальные и вокальные номера. Ансамбль просуществовал 25 лет.

1994 год – переломный как для всей страны (политический кризис, экономический спад), так и для сферы культуры. Многие учреждения закрыты или реорганизованы. «Чаша сия» не миновала и Сочинскую филармонию. Ансамбль реорганизован в оркестр народных инструментов «Русский сувенир», существующий по сей день.

Совместные творческие проекты коллектива с народными артистами СССР Б. Штоколовым (1993 г.) и А. Соловьяненко (1994 г.), лауреатами международных конкурсов Е. Образцовой (2006 г.) и А. Буряковым (2008 г.) – творческие вехи в истории Сочинской филармонии.

Вячеслав Абрашкин прослужил сцене Сочинской филармонии более полувека и внес неоценимый вклад в развитие русской народной музыки.

ВОСПОМИНАНИЯ ВЯЧЕСЛАВА АБРАШКИНА

– Мой педагог Павел Иванович, – рассказывает Вячеслав Ильич, – основатель и создатель прогрессивной, активно развивающейся школы игры на балалайке. Достойный продолжатель дела Василия Андреева, хотя быть его непосредственным учеником Павлу Ивановичу не довелось. Андреев во время гражданской войны давал концерты в войсках, где простудился, заболел воспалением легких и умер в 1918 году в возрасте пятидесяти семи лет. А Нечепоренко родился в 1916 году и по сей день жив. Вы бы видели, как стоически он выдержал юбилейный трехчасовой концерт и следом торжественный трехчасовой банкет!

Новаторство Павла Ивановича в исполнительском творчестве состояло в пересмотре техники звукоизвлечения. Балалайка в его руках обрела новое звучание, увеличилась амплитуда и тембральные возможности инструмента. Сегодня изобретенное им вибрато правой руки с попеременным понижением и повышением основного тона стало звуковым символом России: русской меланхолией и лирикой, есенинской грустью и печалью, непоказными страданиями…Но главным реформатором в судьбе народного инструмента был все-таки Василий Андреев. До него фольклорная балалайка была диатонического строя. И во многих регионах по-разному настраивалась. Люди сами придумывали различные мотивы и попевки, которые и привлекли внимание Василия Васильевича. Андреев долго изучал акустику этого музыкального инструмента, реконструировал его, сделал новые чертежи. А изготовил по ним первую «андреевскую» балалайку мастер Иванов. Потом были Посербский и Налимов, создавшие современный – хроматический – образец этого инструмента и серию оркестровых. Именно Андрееву принадлежит идея коллективного музицирования на народных инструментах.

Коллективное творчество – новый, более высокий уровень музыкальной культуры, активным пропагандистом которой стал Василий Андреев. Он написал около пятидесяти произведений для игры на балалайке, в том числе около двух десятков вальсов. Их художественную значимость по-прежнему трудно переоценить. Я, как и другие исполнители, с удовольствием играю произведения, созданные композитором: «Балалайка» и «Каприс», «Испанский танец», «Чардаш» и даже марши… Ведь Василий Васильевич одно время в гвардейском пехотном полку в Петербурге обучал игре на балалайке и домре солдат. Они в основной своей массе крестьяне. И по окончании службы, по замыслу Василия Васильевича, свое умение и профессиональный, хроматический строй игры на народных инструментах должны были «нести в массы». И надо сказать, этот замысел себя оправдал. В те годы не было школы, клуба или солдатской части, не имевшей комплекта народных инструментов.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

  • Звание «Заслуженный артист РФ»
  • Медаль «За вклад в развитие образования»
  • Вписан в энциклопедию «Одаренные дети — будущее России»

СМЕРТЬ

Вячеслав Ильич скончался 23 апреля в возрасте 80-ти лет. Прощание состоялось 25 апреля в Зимнем театре. Похоронен на Барановском кладбище.

ДРУГИЕ НОВОСТИ