Более 50 лет назад состоялась премьера первого в Советском Союзе фильма ужасов «Вий». Кинокартина была снята по одноименной повести Н. В. Гоголя в 1967 году. Каждый считал нужным посмотреть эту страшную картину. В 1968 году «Вий» посмотрели 32,6 млн зрителей, что вывело фильм в лидеры кинопроката.

СЮЖЕТ

По сюжету, однажды ночью главный герой, бурсак Хома Брут (Леонид Куравлёв), избил ведьму, после чего она умерла и обратилась после смерти в очаровательную девушку. Вскоре его вызывают читать Псалтирь в течение трёх ночей у гроба молодой панночки (Наталья Варлей), которая оказывается той самой ведьмой, желающей теперь отомстить Хоме. Брут пытается сбежать, однако этому мешает отец панночки, пообещавший выполнить предсмертную просьбу дочери. Пан сотник ставит Хому перед выбором: если семинарист доведёт обряд до конца — его ожидает щедрая награда; если же Хома попытается увильнуть от отпевания — он, волею сотника, будет жестоко наказан. Реальность и воплощения народных верований переплетаются, когда Хоме предстоит молитвами три ночи обороняться против разной нечисти: покойной панночки-ведьмы, упырей, вурдалаков и, наконец, самого ужасного Вия.

Кадр из фильма ужасов «Вий»
Кадр из фильма ужасов «Вий»

Вий — в украинской мифологии страшный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не мог ничего видеть, разве что нескольким силачам удавалось поднять ему брови железными вилами. И тогда уже ничто не могло укрыться от грозного его точки зрения — Вий одним взглядом мог убить человека, все разрушить и даже превратить в руины города и села. В этнографии есть предположение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе. Именно от плохого взгляда все может погибнуть или испортиться.

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА

Идея экранизации «Вия» принадлежала директору киностудии Мосфильм Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР. Руководитель курсов Леонид Трауберг выдвинул кандидатуры Константина Ершова и Георгия Кропачёва.

ГЛАВНЫЕ РОЛИ

На роль Панночки сначала была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Ёла Санько, Светлана Коркошко и Жанна Болотова). Но в процессе съёмок, по настоянию Пырьева, Завьялова была снята с роли, и её заменила Наталья Варлей. По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе, потребовал, чтобы она отказалась от роли.

Кадр из фильма ужасов «Вий»
Наталья Варлей. Кадр из фильма ужасов «Вий»

Исполнитель главной мужской роли Леонид Куравлев появился в картине вполне закономерно. После фильма Шукшина «Живет такой парень», где Леонид Куравлев сыграл обаятельного шофера Пашу Колокольникова, ему не могли не предложить роль философа Хомы Брута. С семинаристской стрижкой «под горшок» Куравлеву ходить в жизни не понадобилось. Вся бурсацкая вольница в фильме была одета в парики. Зато артисту пришлось заучивать молитвы и украинские песни.

Роль Вия сыграл артист цирка, акробат Николай Степанов. Прочую нечисть также играли артисты цирка и спортсмены, например, заслуженный тренер РСФСР по вольной борьбе Борис Веселов. Итого — 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов.

СЪЕМКИ

Съёмки проходили тогда еще в советской Украине в Богородчанском районе Ивано-Франковской области, в деревянной казацкой Церкви святого Георгия (Святого Юра) (1745), выстроенной без единого гвоздя в посёлке Седнев Черниговской области и Елецком монастыре Чернигова. Ряд сцен снимался в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин Лес Богородчанского района. 20 февраля 2006 года церковь сгорела дотла; по официальной версии, пожар возник в результате нарушения правил монтажа и эксплуатации электросети.

Массовку семинаристов набирали в Чернигове. Труднее всего было найти дом, покрытый снопами соломы, потому что траву уже скосили комбайны. На просьбу съемочной группы в соседнем селе нашли мужчину, который серпом вручную пожал поле и уложил снопы на даховцы. Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство «Мосфильма». Все выглядело слишком реалистично. Поэтому и было вырезано много отснятого материала, а за переделку картины взялся режиссер-сказочник Александр Птушко. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, было вырезано, ряд идей так и остался невоплощённым. Изменён был и облик Вия (по замыслу Кропачёва и Ершова Вий должен был быть похож на сотника). Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново. Птушко создал костюм Вия, разработал его дизайн, сконструировал механику для пальцев. Декорации начали делать одновременно в нескольких павильонах. Полгода рабочих «Мосфильма» пугала затянутая паутиной церковь. В встроенную на киностудии церковь кинематографисты старались лишний раз не заходить. И это несмотря на то, что в фильме ужасов «Вий» пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу!

Кадр из фильма ужасов «Вий»
Кадр из фильма ужасов «Вий»

В фильме есть эпизод, когда многие чудовища одновременно влетают в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, а двери слетают с петель. В этот момент должна была рухнуть и огромная люстра — паникадило. Бутафоры постарались, и на люстру навешали много зарядов с порохом. Когда паникадило грохнулось на пол в церкви, все онемели: в столбе пыли казалось, что произошел взрыв!

Во время съемок «Вия» сожгли несколько центнеров свечей. Вурдалаки, упыри, мертвецы, вышедшие из могил, рождались в мастерской пластического грима, над ними работала художница Сарра Мокиль. Птушко выбирал из ее работ самые фантастические. Поэтому в фильме появились упыри с тремя выкрученными носами, вислоухие вампиры, вурдалаки, которые имели губы на поллица… Для контраста с «большой нечистью» Птушко собрал со всей Москвы карликов. Кривоногие, с большими, искусственно удлиненными головами, они должны были представлять изгнанников из ада. Все «выходцы из того мира» были загримированы так, что казались лысыми и голыми.

Нечистая сила была представлена в фильме своеобразным животным миром: на съемках работала «бригада» черных кошек.

Кадр из фильма ужасов «Вий»
Кадр из фильма ужасов «Вий»

Девять черных котят съемочная группа унаследовала после картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя играли сразу девять дублеров. Эти же котики были задействованы у Гайдая в «Бриллиантовой руке» и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Мало того, что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног несчастного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали специальные шапочки с рожками. В фильме они прыгали с высоты, во время прыжка снимали их тени на стенах.

В «Вие» было задействовано около 50 ворон. Ловили их тут же, во дворе «Мосфильма». Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с карканьем выпархивали из окон церкви. Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушку: «Лукич, вороны кончились». Режиссер объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны были высоченные — до 16 метров в высоту.

Мерку для гроба и снимали с Натальи Варлей

Знаменитые полеты Панночки в гробу появились благодаря тому, что под куполом павильона был закреплен сложный механизм. Всего было задействовано три гроба. Все гробы были черного цвета, как у Гоголя. Гроб номер один был основным — в нем лежала Барышня. Летал по церкви гроб номер два — именно он, по сценарию, никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб летал в кадре пустым и был маленького размера. Гроб номер три был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем, стоя в полный рост, ведьма летала по церкви. До гроба был вмонтирован штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, она имела надежную опору. Прежде чем отпустить Наталью Варлей в «свободный полет», в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Помощник режиссера, весил более ста килограммов, также проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб и даже прыгал в нем.

Кстати, сначала режиссер взял на роль Панночки актрису Киевского драматического театра. Однако Александр Птушко после просмотра сцены, когда Наталья Варлей спускается из окна дачи товарища Саахова на веревке над горной рекой в комедии Гайдая «Кавказская пленница», понял, что только Варлей может сыграть роль Панночки. Убедительным аргументом стала информация, что Варлей родилась в румынском городе Констанца. А Трансильванию всегда считали родиной вампиров и ведьм.

Существуют легенды, что фильм, наделенный мистическим содержанием, повлиял на судьбы своих создателей.

Сниматься в роли Панночки Наталья Варлей согласилась из любопытства. Что было для юной актрисы полетать в гробу под куполом церкви?! Её даже не смутило то, что мерку для гроба снимали… с неё. Жизнь тогда казалось такой безопасной. К тому же актриса играла в театре и была секретарем комсомольской организации.

Наталью в кадре ставили на специальный вибратор, чтобы создать впечатление, будто она трясется от злости. Ей наложили такой грим, будто зеленеет от злости, подсвечивали глаза, чтобы светились изнутри сатанинским огнем. А молодая актриса-студентка, чтобы не терять времени, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.

Но однажды случилась беда — Наталья Варлей во время съемок выпала из гроба, который на большой скорости летел по кругу. Как в калейдоскопе, мелькали свечи, мелькали церковные решетки… Наталья потеряла равновесие и полетела головой вниз. Господину философу Леониду Куравлеву чудом удалось ее поймать у самого пола. Куравлёв после этого неделю не мог сниматься, так как сильно потянул руки.
Вся съемочная группа охнула. Слухи о роковом падении «спортсменки-комсомолки» переросли в выдумку, что актриса… погибла. Об этом тогда говорил весь Советский Союз! Как выяснилось, воздушная гимнастка ужасно боялась высоты. Какую же силу воли надо было иметь Варлей, чтобы каждый раз вставать в гробу под куполом церкви!

Наталья Варлей считает, что образ Панночки-ведьмы ей не удался. Через много лет после съемок этого фильма Наталья Варлей пожалела, что снялась в роли ведьмы: «Это был страшный грех. С ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб». После выхода фильма на экраны в жизни Натальи Варлей одна беда догоняла другую. Она болела, а брак с сыном актерской пары Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой — Владимиром, был несчастливым. Только тогда она поняла, что нельзя заигрывать с нечистой силой, а такие роли, как Панночка в фильме «Вий», зря не проходят…

После выхода на экраны «Вия» слава Натальи Варлей, которая свалилась на нее благодаря роли Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», стала утихать. После роли Паночки актриса 4 года не снималась в кино.

Неудачей заканчивались попытки показать «Вия» во время морского круиза. Стоило запустить фильм, как начинал бушевать шторм, а стихал сразу после прерывания сеанса.

ФИЛЬМ «ВИЙ»

Загрузка...